Теория свободных частей (loose parts) для развития креативности

О чём мы вообще?

Сегодня по всему миру во многих садиках, семьях, школах, вдохновлённых Реджио-подходом, детям предлагаются для игры и творчества так называемые loose parts.

Чаще всего это разные мелочи, небольшие предметы примерно одного размера в большом количестве. Это могут быть счетные палочки, пуговицы, бусины, стекляшки, ракушки, камешки, пробки от бутылок, шишки, жёлуди — любые мелкие предметы, если их достаточно много.

В более широком смысле (loose parts буквально — свободные части среды — без фиксированной роли и закреплённой области применения) сюда относятся все открытые материалы, которые можно использовать множеством способов, например, ленточки, мисочки, корзинки, деревянные плашки и т.д.

Такие материалы красиво разложены на открытых стеллажах, и время от времени взрослые добавляют их в разных сочетаниях в «провокации», или приглашения к игре.
Но зачем эти мелочи детям? И какое они имеют отношение к творческому мышлению?

Теория архитектора Николсона

Теорию «loose parts» придумал архитектор Симон Николсон в 1972 году. По этой ссылке можно скачать его статью целиком (на английском языке). Симон Николсон задумывался о том, как получилось, что творчество стало уделом немногих «избранных», и как более эффективно готовить людей творческих профессий. Николсон дал очень интересное определение креативности:

«Креативность — это игра с составляющими и переменными окружающего мира, в ходе которой ставятся эксперименты, делаются открытия и создаются новые концепции».

Переменными (variables), или свободными частями (loose parts), Николсон называет всё, что не статично и с чем можно взаимодействовать, что можно менять и разнообразить. 

По сути Николсон, описывая, как нужно воспитывать детей, чтобы любой из них мог заниматься творчеством, описывал принципы Реджио-среды!

Все пространства он делил на статичные, с которыми невозможно играть и взаимодействовать, и динамичные. Вторые привлекают куда больше и дают больше возможностей для развития. Николсон утверждал, что открытая, «интерактивная» среда позволит практически всем людям (не только избранным) проявить и развить свои творческие задатки.

Он говорил о том, что дети любят и должны много взаимодействовать с явлениями (вроде электричества или магнетизма), материалами, формами, запахами, музыкой, движениями, словами, животными, другими людьми…  Для развития креативности им нужна возможность выстраивать новые и разнообразные отношения с миром, экспериментировать! Самое важное в среде, окружающей ребёнка (и взрослого тоже), — динамика, открытость, возможность множества вариаций!

Вот краткое изложение теории Николсона:

Уровень возможной изобретательности, креативности и возможность совершения открытий в какой-либо среде прямо пропорциональны количеству и разнообразию в этой среде «переменных»

Чем больше в среде открытых материалов, тем шире возможности для взаимодействия. Чем больше разнообразных применений можно придумать с материалом, тем он полезнее…

Как применить теорию свободных частей на практике?

Чтобы помочь ребёнку развить свои творческие способности, предлагайте ему такие материалы и игрушки, которые можно использовать по-разному!

Loose parts в их современной трактовке, то есть мелочи, — самый простой способ обеспечить ребёнку нужное количество и самих «переменных», и их разновидностей!

Эти камешки, палочки, стекляшки, резиночки можно свободно перемещать, складывать и перекладывать, можно бесконечно с ними возиться, совмещать с любыми другими материалами! Они дают гораздо больший потенциал для развития креативности, чем статичные материалы или части среды.

Обычно пополнить домашнюю развивающую среду такими коллекциями мелочей и открытых материалов довольно просто.

Где найти открытые материалы?

Часть из них даёт природа: камешки, палочки, жёлуди, каштаны, шишки (нужно только собрать их в достаточном количестве). Многое можно найти в канцелярских магазинах (скрепки, резиночки, счетные палочки) или в магазине по принципу «Все по одной цене» (декоративные стеклянные и акриловые «камешки», ракушки, декоративный цветной скотч). Чуть подороже материалы из магазинов товаров для рукоделия и хобби (перья, бусины, пуговицы деревянные и пластиковые разного размера и цвета, мелкие подвески)

Как хранить?

Лучше всего хранить мелочи и открытые материалы

  •  рассортированными (сортировать и придумывать принцип сортировки — по цвету, по типу — можно вместе с ребёнком)
  •  в прозрачных контейнерах или корзинках, ящичках,
  •  в зоне видимости ребёнка (если пока нет возможности положить все сокровища в зоне доступа).

Как предложить ребёнку?

Внимание! Если ребёнок уже привык к гаджетам и «готовым» игрушкам, которые все делают за него, он может не сразу оценить такой подарок. Что делать?

Можно поиграть самой:) Немного отвлечься от задачи «заинтересовать» и просто с удовольствием поиграть, придумать необычное использование коллекции пуговиц или камешков, сделать что-то, что вам нравится!

Кроме этого, можно поискать точки пересечения с интересами ребёнка, найти свой вариант мягкого начала и сделать соответствующее приглашение к игре («провокацию»). Например, сын Жени до определённого времени интересовался почти исключительно машинами — рисовал ими, катая по пятнам гуаши, лепил из теста и пластилина дороги, из кубиков строил гаражи. Поэтому все новые и интересные материалы совмещались с машинами (машинки-гуашь, машинки-соленое тесто-коллекция мелочей).

Как развивать креативное мышление?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *